Всем привет! На днях я опубликовал заметку о способах мониторинга системы во время игровых сессий и затронул там злободневный вопрос о раскрытии видеокарты. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах совместимости процессора и видеокарты и почему завсегдатые форумов и топовые ютуб блогеры посмеиваются над такими вопросами.
Совместимость Процессора и Видеокарты
Сам по себе вопрос о раскрытии видеокарты процессором имеет место быть – я даже могу согласиться с этим определением, но с важной оговоркой! Все это применимо в пределах конкретной игры и конкретного компьютера. Но об этом чуть позже, сейчас пару слов о совместимости!
Казалось бы – стандартный PCI-e x16 порт на материнской плате я знаю как минимум года с 2006 и первой моей такой карточкой была ATI (ныне AMD) Radeon X700 и не вижу никаких проблем воткнуть ее в новый системник – в теории все должно работать… однако и тут есть некоторые нюансы, о которых важно знать!
Для тех кто не хочет погружаться в данный вопрос, попробую привести аналогию… представьте автомагистраль… версия PCI-E – это качество дороги и разрешенный скоростной режим (т.е. PCI-e 1.0 – это самая обычная дорога с привычным ограничением 90км/час, а PCI-e 4.0 – немецкий автобан где можно гнать под 200!).
Задействованные линии PCI-e – это количество полос на дороге. В большинстве случаев под видеокарту выделяется самый производительный x16 слот (однако не все видеокарты x16)… рассмотрим почему такая ситуация сложилась с 5500XT – мы физически ограничены и не можем использовать более 8 полос (видеокарта использует только 8 линий PCI) и данные (автомобили) вовремя не могут поступить в GPU (пункт назначения). Так как видеокарта свежая и разрабатывалась под PCI-e 4.0, то машинки могут ехать быстрее, но дорожное покрытие сделать этого не дает – нужно менять дорогу (т.е. версию PCI).
Тут есть вина AMD в таком подходе, PCI-e 4.0 еще только в самом начале внедрения в наши ПК… При использовании распространенного PCI-e 3.0 x16 таких бы проблем не было (16 полос автомагистрали (PCI-e 3.0) все равно могут пропустить больше автомобилей чем 8 полосный автобан (PCI-e 4.0)
Почему не нужна таблица совместимости процессора и видеокарты
В сети заметил множество ресурсов с таблицей совместимости процессора и видеокарты – если быть честным, такого бреда я ранее не видел! Вот взять к примеру игру Factorio (в последние пару лет почти не играю, но вот факторка затянула) и что мы видим? Загрузка видеокарты Nvidia GTX 1060 (как узнать модель вашей видеокарты) – 5%, а процессора Core i5 3470 (узнай свой CPU) – примерно 20%… что тут можно сказать? Кто кого не раскрывает?!
Возьмем другую ситуацию – к примеру мне отлично жилось с моим компьютером и в целом меня устраивала производительность системы… но по воле случая пришлось заменить монитор и само собой в конце 2019 взял 2к (взамен старого LG с разрешением 2560*1080) и производительности видеокарты стало не хватать.
Процессор и видеокарта занимаются совершенно разными задачами во время игры. CPU работает с движком игры, обрабатывает скрипты, физику и интеллект противников. Не забываем, что ему так же необходимо обрабатывать вкладки в браузере, которые ты забыл закрыть при входе в игру и многие другие системные задачи (а у Windows 10 действительно много чего происходит в фоне, пока вы не видите).
Видеокарта принимает все команды от CPU и рисует картинку на вашем мониторе. Загрузка видеокарты в основном зависит от разрешения, от сглаживания и качество графики… а вот на производительности CPU оно не сильно сказывается (всегда бывают исключения). На данном этапе мы должны понимать, что необходимо соблюдать баланс!
Как подобрать видеокарту к процессору
Теперь переходим к самому злому вопросу – как соблюсти баланс и что это такое? Почему в конкретном компьютере термин раскрытие можно применить? Само собой, если мы рассматриваем систему как игровую платформу.
Процессор в игре вкалывает на все 100? – это не есть хорошо… Страдает время отрисовки, отзывчивость системы, отклик движка и другие очень важные параметры. В свою очередь видеокарта, задача которой рисовать графику – отдыхает. Зачем создавать ситуацию в которой все ограничено центральным процессором, когда можно упереть ее в GPU и получить более качественную картинку? Видеокарта отродясь была обычной ускорялкой 3D и поэтому по умолчанию всегда должна быть максимально загруженной (правда сейчас применения GPU заметно расширилось).
Многое зависит от ваших предпочтений – одним нравятся игры по типу Minecraft, другим экшены вроде Red Dead Redemption 2 (и если первая более требовательная к процессору, то вторая требовательна к обоим компонентам компьютера). В следующем году ситуация может измениться и видеокарта уже может не тащить, а процессор чувствовать себя отлично с новой графикой… или вы решите заняться стримами и поймете что ядер у вас маловато. Во время игровых сессий ваш CPU не вывезет, помимо самой игры, запись с экрана и не раскроет потенциал вашей видеокарты!
Что в сухом остатке?! Обратите внимание на обзоры различных комбинаций в YouTube – многие авторы тестирую различные сборки в современных играх и задачах… в любом случае вам придется найти отправную точку, которая бы вас устроила и по цене и по производительности и уже отталкиваться от нее (но будьте осторожны – вы должны понимать, что вывести на экран можно все что угодно). Наша с вами задача – подобрать такие комплектующие, которые будут отрабатывать каждый рубль!
Зачем тестируют игры с минимальными настройками графики
В спорах – “какой процессор лучше подходит для игр?” во время тестирования используют топовую видеокарту и в настройках выкручивают графику на максимальный минимум… никогда не задумывались зачем? Сейчас ситуация складывается таким образом, что видеокарта самый дорогой компонент вашего компьютера (если мы имеем дело с игровой системой) и есть смысл задействовать ее на 100% (а иначе есть смысл взять попроще и сэкономить).
Сбивая графику до минималок – мы исключаем возможность игры упереться в производительность видюшки и увидим сколько FPS сможет данный процессор теоретически отрисовать!
Взять ту же RDR2 – в момент написания статьи нет видеокарты, которая позволит поиграть в нее на ультра настройках в разрешении 4k, да и в Full HD вероятнее всего упрется в GPU а не процессор…
Вместо итога
Совместимость Процессора и Видеокарты – тема достаточно сложная и очень непросто излагать свою точку зрения понятным простому пользователю языком. Я надеюсь, что у меня хоть немного, но получилось донести до вас свою мысль! Не существует никакого раскрытия – просто более логично и выгодно, чтобы видеокарта была загружена на 100%, а процессор был немного недогружен… главное чтобы игры шли плавно – остальное не так важно.
Сейчас у вас монитор 60гц и вас все устраивает, а завтра вы возьмете 144 герцовый 2к монитор и вас будет посещать мысль… надо было брать видюшку помощнее, а на процессоре можно было и сэкономить 🙂 так что все в мире относительно и применимо к конкретной ситуации – баланс штука хрупкая и нарушить его не составит особых проблем.